Кубинцы – короли тюнинга. Автомобили Острова свободы лучше всего демонстрируют оптимизм их владельцев. Вышел из строя двигатель, проржавело крыло? Не беда, главное – не унывать. Жители исходят из того, что ехать все равно надо, и поэтому едут, проявляя чудеса изобретательности.
Плимут или Форд, Додж, Шевроле, Бьюик и Кадиллак. На дорогах Кубы до сих пор ездят американские машины
из 30-х, 40-х, 50-х годов, из того времени, когда сюда, как на дачу, ездили богатые соседи из Флориды.
Таких автомобилей из дореволюционного прошлого на Кубе около 70 тысяч.
После революции и введения эмбарго со стороны США поставки новых машин и запчастей прекратились, так что
под капотом какого-нибудь раритетного Олдсмобиля может оказаться двигатель от Лады, а может, и от
трактора. Бывает, что для езды приспосабливают даже стационарные моторы.
На американских кабриолетах всех цветов радуги возят туристов, чтобы те неспешно осматривали достопримечательности. Машины с крышей используют обычно как такси. Многие туристы, приезжая на Кубу, первым делом берут напрокат такой ретроавтомобиль. Терапевтический эффект гарантирован.
В 70-е на Кубе появляются машины из Восточной Европы и Советского Союза. Наших Лад на острове Свободы около 70% от всего количества легкового автотранспорта. А еще есть Москвичи и Волги. И кажется, что на Кубе их больше, чем осталось на Родине. Все эти автомобили тоже латают и перебирают местные кулибины. В результате часто оказывается, что родным в машине является лишь кузов.
К слову, Россия в этом году возобновила поставки на Кубу автомобилей, и теперь по улицам Гаваны
вновь снуют новенькие Лады только-только с конвейера. Двум городским сервисам такси наш автопром
поставил больше 300 машин.
А в недалеком будущем на дорогах Кубы должны появиться ГАЗели и самосвалы Урал. Производить
автомобили этих марок решено прямо на острове. Договор россияне с местным заводом уже подписали.
Надо отметить, Россия принимает активное участие во всех сферах транспортной жизни Кубы. Это касается и железных дорог (мы поставляем грузовые вагоны, локомотивы, рельсовые автобусы), и морских путей: ведутся переговоры о помощи России в модернизации кубинского судостроения.
Кадр, снятый в вечернее время, построен на контрастах желтого и синего. Набережная, идущая подковой снизу слева направо вверх и уходящая налево вверх, повторяет движение воды в канале или бухте. Желтый свет сквозь стеклянные стены современного здания слева дает отличные рефлексы на мокрой мостовой, вертикали пальм и фонарей подчеркивают башню маяка, находящегося вдали и придающего своим свечением романтизма снимку.
В вечернее время суток или при слабом освещении лучше всего снимать на длинной выдержке. При этом, чтобы изображение не было «смазанным», камеру можно установить на штатив или на ровную устойчивую поверхность
Из легковых автомобилей на первом месте по популярности у кубинцев наши Жигули 5 модели. На втором месте – польский Фиат 126. Он тоже из 70-х. Эти машинки, похожие на игрушечные, способны проехать на одном литре бензина около 15-20 километров, а потому кубинцы их любят всей душой. В большинстве же автомобилей двигатели заменены на дизельные, в целях экономии.
В начале 90-х, когда развалился Советский Союз и Куба осталась без поддержки, было время, когда все ездили на велосипедах: не было топлива. Но когда кубинцев пугали трудности!
Машины на Кубе передаются по наследству, и отношение к ним как к членам семьи. Так что неудивительно, что кубинцы на всякий случай защищают свои авто от сглаза и злых духов, прикрепляя к заднему бамперу красные ленточки.
Передвигаться по Гаване или Варадеро можно также в коко такси. Это, по сути, мопед с кабиной, в которой могут поместиться три пассажира. Коко такси, названные так, потому что напоминают по форме кокос, появились на Кубе в середине 90-х.
Если повезет, можно проехать по столице Кубы и на экологическом транспортном средстве. С недавних пор там курсирует электрический автобус вместимостью 70 пассажиров, который способен разогнать скорость до 69 км/ч. Полного заряда батареи хватает на 250-300 км пути. И есть кондиционер!
Совсем другие автобусы, в прошлой жизни бывшие грузовиками, курсируют между городами и провинциями Кубы. Эти ЗИЛы, родом из советского детства, с наращенными бортами, – самый дешевый и самый медленный способ передвижения по острову. Если, конечно, не считать гужевой транспорт.
Сквозь передний план с движущимися транспортными средствами мы видим, собственно, объект съемки – величественно стоящее здание колониальной эпохи. Некоторое искажение перспективы за счет применения широкоугольного объектива только придает этой фотографии шарма.
Для съемки объектов архитектуры лучше всего подходят широкоугольные объективы. Чтобы передать масштабы и объем здания, лучше снимать его не фронтально, а под углом.