Особая притягательность Кубы – в ее архитектуре. Здешний знаменитый колониальный стиль – темпераментный микс готики, неоклассицизма и барокко с мавританскими мотивами.
Первые постройки испанцев на Кубе – это стиль мудехар, в котором у западной архитектуры взято много от восточной. В других регионах Центральной Америки арабское влияние не так заметно, как на Кубе.
Старейшее здание в стиле мудехар (а их осталось мало) – резиденция Диего Веласкеса в Сантьяго-де-Куба. В особняке начала 16 века сохранились покои конкистадора, основавшего город. Двери дома Веласкеса удивляют размерами: большие они для того, чтобы всадник мог попасть во внутренний двор, не спешиваясь.
В несколько километрах от Сантьяго, на входе в залив, нависла над морем Сан-Педро-де-ла-Рока – очередной объект ЮНЕСКО. Грандиозная крепость 17 века была призвана защищать город от пиратских набегов.
Первый муниципальный музей Кубы. Основан в 1899 году Эмилио Бакарди и назван в его честь. В неоклассическом здании с коринфскими капителями строгих колонн вы ничего не узнаете о знаменитом напитке, который придумал отец дона Эмилио. Экспозиции здесь посвящены истории Кубы и археологии.
Очень хорошо выполненный городской пейзаж. Линия горизонта выше средней, на фоне неба выделяется купол здания, больше небо ничем не замусорено. Из правого нижнего в левый верхний угол изображения проходит линия проспекта или широкой улицы с движущимися автомобилями, параллельно ей располагается линия крыш домов. Все это дает нам динамику и возможность глазу двигаться по плоскости изображения. При этом оставлено пространство правее стены здания, куда зритель проникает взглядом, имея возможность рассмотреть более мелкие детали в глубине. Левый нижний угол фотографии занят куском зеленого парка, имеющего прогалины от зеленого до бежевого и рельеф крон деревьев.
Лучшие панорамные фотографии получаются, если снимать с высокой обзорной точки так, чтобы объекты в кадре не «склеивались», то есть не перекрывали друг друга.
Здание, которое видно отовсюду в столице Кубы, тоже носит имя Эмилио Бакарди. Говоря о присутствии стиля ар-деко в Гаване, упоминают прежде всего этот небоскреб, построенный для ромовой компании в 1930-м.
Собор святого Христофора в Гаване – образец колониального барокко со всей его утрированной помпезностью. Около 100 лет, пока с Кубы не были изгнаны испанцы, в кафедральном соборе столицы хранились останки Христофора Колумба.
Но старая Гавана – это прежде всего уютная Гавана. И отвечают за такую атмосферу классические колониальные дома, дома для жизни, с внутренний двориком и галереями, опоясывающими здание, с жалюзи вместо стекол, с ажурными оконными решетками и живописными балконами.
Вся эта аутентичность доступна любому. На Кубе сдача внаем комнат в casa particular (частном доме) – одна из самых популярных услуг уже долгие годы. К стандартной комнате на двоих прилагается ценнейший опыт погружения в местную среду.
Этот горизонтальный кадр скомпонован таким образом, что линия домов ограничивается полоской неба сверху и полоской тротуара снизу. При этом внутри изображение имеет вертикальный ритм: это линии, обрамляющие окна и двери, границы между домами и разный цвет домов. Сходящиеся линии тротуарной плитки облегчают движение глаза вглубь кадра.
Стоит уделить внимание линиям, задающим динамику изображения: они должны взаимодействовать, дополняя друг друга.
Основанный полтысячи лет назад, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – готовый временной портал. Долгое время город богател благодаря сахарным плантациям, но потом пришел в упадок, и о нем будто забыли на сотню с лишним лет, вплоть до середины прошлого века.
Здесь не появлялось ни новых зданий, ни новых дорог. И вышло, будто Тринидад законсервировали для
туристов будущего. Теперь в городе культ старины. В центр разрешен въезд только на велосипедах или
лошадях.
Впрочем, на велосипедах по булыжникам не наездишься. Брусчатка местных улиц – это камни, служившие
балластом на тех каравеллах, что привозили сюда рабов и увозили отсюда сахар. Путаная сеть улиц
города – от набегов пиратов, как гласит легенда.
Главная площадь – Пласа Майор. Всем туристам здесь прежде всего показывают роскошные дворцы сахарных плантаторов начала 19 века Брунета и Кантеро. В одном сейчас музей романтизма, в другом – городской истории. Атмосфера внутри такая, будто хозяева сейчас вернутся.
Широкая лестница на площади – место традиционного досуга тринидадцев. Там, где раньше на ступенях выставляли на продажу рабов, теперь по вечерам танцуют сальсу и румбу.
Долина Де-лос-Инхеньос в окрестностях Тринидада тоже в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. В начале 19 века там было с полсотни сахарных заводов, ставших теперь живописными руинами.
Над долиной возвышается 45-метровая башня некоего Манака Иснага. С этого небоскреба 1816 года постройки местный сахарный король наблюдал за рабами на плантациях.
Один из самых характерных образцов кубинской архитектурной эклектики – это Паласио-де-Валле в сотне километрах от Тринидада, городе Сьенфуэгос. Замок-дворец – плод коллективного труда кубинцев, итальянцев, французов и марокканцев. Появилось это чудо совсем недавно, в начале 20 века, а кажется, будто стоит здесь со сказочных времен.
Снять главный объект сквозь арку – довольно распространенный и весьма действенный прием travel-фотографии. Арка и колонны на переднем плане как бы вводят зрителя внутрь изображения. Синее небо контрастирует с храмом, фонари ведут к нему.
Использование приема «кадр в кадре», когда объект «обрамляет» естественная рамка, придает фотографии глубину, упорядочивает кадр и помогает привлечь внимание к смысловому центру изображения.